Воскресенье
2024-05-19
7:20 PM


Форма входа

Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт семьи Чепасовых
Главная Каталог файлов Регистрация Вход
Главная » Файлы » методическая копилка » уроки

Практические работы по математике 5 класс
[ Скачать с сервера (11.8 Kb) ] 2014-01-09, 9:22 AM

Практическая работа на уроках математики как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Исаева Татьяна Николаевна, учитель математики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (isaevatn73@mail.ru),

Чепасова Наталья Александровна, учитель информатики и математики (chepasova@mail.ru),

МБОУ СОШ № 48 им. Героя России Д.С. Кожемякина города Ульяновска

Каждый учитель желает работать с обучающимися, у которых сформирована мотивация обучения. Нельзя не согласится, что «Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться» [1]. Если правильно подходить к системе образования в целом, то мы сможем выполнить задание правительства РФ, т. е. организовать целенаправленный процесс воспитания и обучения: «образование − единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2].

На уроках математики не только можно, но и нужно формировать универсальные учебные действия, такие, как целеполагание, самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности. Учебно-методический комплекс И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича способствует возможности выбору индивидуальной траектории обучения. Структура учебника «Математика. 5 класс. Учебник. ФГОС» И.И.Зубарева, А.Г.Мордковича содержит упражнения, которые дифференцированы по четырём уровням трудности; для достижения уровня стандарта математического образования в каждом параграфе сформулированы контрольные задания, что должны знать и уметь учащиеся; имеется раздел «Домашние контрольные работы», который поможет сориентироваться ученику на оценку выше тройки; теоретический материал подается таким образом, что его можно применять для реализации проблемного подхода в обучении, организовывать коммуникативную и поисково-эвристическую деятельность школьников.

А.Г. Асмолов выделяет следующие «регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления [1].

Наиболее подходящей формой для формирования и развития регулятивных УУД оказались практические работы по математике. Практические работы по математике – это самостоятельное решение обучающимися задач, условия которых даются в моделях, схемах или чертежах. Каждый обучающийся для выполнения практической работы получает задание на карточке, выполняя измерения, самостоятельно получает данные для решения поставленной задачи, а так же устанавливает новые для себя математические факты. Выполняя такие задания, обучающиеся приобретают навыки по измерению, вычислениям, умению обращаться с измерительными инструментами – это позволяет им находить наиболее рациональное решение, быстрее и точнее вычислить искомую величину, закрепить умение применять правила приближенных вычислений.

Практические работы выполняются как в классе, так и дома. При подготовке к доказательству обучающимся дается домашнее задание произвести измерения, сравнить полученные результаты, сделать выводы. Такие практические работы повышают интерес к математике, развивают логическое и образное мышление, способствуют более глубокому и сознательному усвоению материала обучающимися.

Перед каждой работой повторяется необходимый материал, намечается ход работы и схема оформления. Во время работы обучающиеся могут использовать учебники, справочники, таблицы, калькулятор, интернет.

Так в 5 классе на первом уроке по теме «Прямоугольник» была предложена практическая работа «Расчет периметра и площади различных фигур». Ребятам сначала пришлось самостоятельно вспомнить теорию по данной теме (для слабых обучающихся была предоставлена справочная информация в учебнике), а затем выполнить вычисления для заданных фигур. Закрепили навык вычисления площади и периметра для различных фигур по клеткам (навык сформированный ещё в начальной школе). В ходе совместного обсуждения был получен факт, что равенство площадей не означает равенство фигур, что позволило выполнить задания учебника № 196 и 197 [3]. В качестве домашнего задания они выбрали задачу № 195 «Объяснить, почему площадь каждой из закрашенных фигур равна 1см2 (рис. 39)». Совместно был выработан план решения: 1) изготовление исходных моделей, 2) их разрезание,

3) «склеивание» новых фигур. Для нахождения наиболее рационального решения задачи, попросили найти несколько способов построения для каждой фигуры. Тем самым учитель подвела их под тему следующего урока по теме «Прямоугольник»: вычисление площадей сложных фигур.
«Расчет площади и периметра по заданным размерам»

Проверка домашнего задания показала, что не все смогли справиться самостоятельно. Поэтому данные обучающиеся были закреплены для работы в группах с сильными учениками – экспертами. Для коллективной практической работы класс был разбит на 6 групп по 5 человек, по количеству заготовленных карточек  [4]. В течение 10 минут им нужно было выработать совместное решение, и подготовиться к защите решения задачи у доски.

Тем самым обучающиеся познакомились с 6 различными способами нахождения площадей. Было отработано правило нахождения площади фигуры сложной формы как суммы площадей прямоугольников и квадратов. Одна группа обучающихся реализовала и другое правило: разность площадей прямоугольников. Стоит отметить, что на защиту решения выходили всей группой, и каждый смог высказаться. В конце работы каждый оценил свою работу в команде. Это был первый опыт групповой работы – поэтому оценки были в основном «понравилось», «не понравилось», «было интересно», «было весело», но некоторые все же отметили, что было «тяжело договориться», «долго выбирали рациональный способ решения».

Для формирования регулятивного универсального учебного действия  действия контроля, эффективны самопроверки и взаимопроверки. Хорошим упражнением для развития способности обнаруживать ошибки  это парная взаимопроверка. Появляется элемент ответственности за партнёра, развивается внимание, появляется необходимость начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог. Поэтому в практических работах необходимо тщательно продумывать систему контроля.

В зависимости от практической работы могут быть самопроверка, взаимопроверка и проверка учителем. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая отметка, тем самым формируется навык оценивания и самооценивания, возрастает личная ответственность за отметку, выставленную однокласснику.

Каждый ученик пытается самостоятельно оценить свою работу, еще не зная верных ответов, опираясь на собственную интуицию или реально представляя свои знания, а также общие критерии оценивания письменных работ по математике.

Наиболее эффективным средством считаем проверку работы ученика без исправления и подчеркивания ошибок, указывая только задание, в котором сделана ошибка. При этом выставляется отметка без учета данной ошибки, если ребенок самостоятельно нашел и исправил её у себя в работе.

Развивая регулятивные УУД необходимо акцентировать внимание обучающихся на правдоподобность различных реальных ситуаций: например, количество людей, предметов и т.д. должно быть выражено только натуральным числом; скорость катера, движущегося по течению, не может быть меньше, чем скорость того же катера, перемещающегося против течения; температура воды не может равняться 5000 ºС. Однако ответ может показаться правдоподобным, но не соответствовать данным. Например, собственная скорость лодки не может быть меньше скорости течения реки; масса товара в упаковке должна быть больше его массы без упаковки; расстояние пройденное путником из пункта А в пункт В не больше и не меньше, чем расстояние, которое преодолеет мотоциклист из пункта В в пункт А. Поэтому следует учить обучающихся рассматривать данные и найденные величины в сравнении, при решении задач не пренебрегать «прикидкой» полученного результата. Все вышеперечисленные способы опираются на повседневный жизненный опыт учеников и находят у них положительный отклик за простоту исполнения. В типовых заданиях практических работ, обеспечивающих развитие функций самоконтроля встречаются такие как: «Найди ошибку», «Реши несколькими способами», «Оцени результат» и т. п.

Так, в 5 классе при выполнении исследовательской практической работы «Округление натуральных чисел» (Текст практической работы вы можете скачать с ресурса семьи Чепасовых [5]) задания в пунктах 1 – 3 выполнялись индивидуально (по вариантам), пункт 4 – совместно, пункт 5 – на самостоятельный выбор обучающегося. Было очень важно показать область применения данной темы и научить приёмам быстрой устной прикидки результата, подвести под понятие «точность вычислений».

Практические работы на уроках математики являются важным средством формирования регулятивных универсальных учебных действий.


Литература:

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил.

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) п.1 статья 2 (http://base.consultant.ru)

3. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - 14-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2013. - 270 с.: ил.

4. Математика. 5кл. Поурочные планы по учебнику И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича. - 2-е изд., стеретип./ авт.-сост. Е.А.Ким. - Волгоград: Учитель, 2008. - 285 с.

5. Тексты практических работ по математике на сайте семьи Чепасовых http://chepasov.ucoz.ru/load/prakticheskie_raboty_po_matematike_5_klass/9-1-0-40

Категория: уроки | Добавил: chepasova
Просмотров: 3862 | Загрузок: 286 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
уроки [12]
мероприятия [12]


Мини-чат
200

Друзья сайта
  • Курс Информатики
  • Блог учителя географии Обласова
  • Сеть творческих учителей
  • Новости 1 сентября

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz